?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Достал ЖЖ-шный негатив последней недели, хочется чего-нибудь позитивного. Что-то я давно про историю медицины не писал. Посты получаются не совсем в хронологическом порядке, но, надеюсь, это простительно ;)

Итак, сегодня речь пойдет о военной медицине. Точнее, о её первых официально оформленных зачатках. Более-менее стройная система со специально обученными людьми появилась в Древнем Риме. Самое интересное, что многие черты римской военной медицины существуют и в наше время.


Но сначала коротко о римской армии. Начиная с времен Суллы (Корнелий Сулла Люций, диктатор, 83-78 гг до н.э.), власть римских императоров опиралась на армию. Причем задолго до окончательного падения Республики римское войско, оставаясь теоретически гражданским ополчением, фактически превратилось в профессиональную армию.

Окончательный вид вооруженным силам Рима придали реформы Августа (27 г до н.э. - 14 г н.э.), в таком виде армия просуществовала почти 200 лет. О ней и будет основное повествование.

Можно сказать, что в пору своего расцвета римская армия формировалась по бригадному приниципу, на который сейчас пытаются перевести и российские ВС. Основа - легион, численностью 5-6 тысяч человек, в каждом легионе - по 10 когорт (батальонов). Первая когорта обычно была самой большой, примерно 960 человек, остальные - вполовину меньше. На этом прямые аналогии с современными подразделениями кончаются, в манипулы и центурии я не полезу, там запутаться можно, их наличие, численность и задачи менялись со временем.

К концу правления Августа римская армия состояла из 25 легионов общей численностью 250-300 тысяч человек - собственно легионы плюс всякая фигня в виде кавалерии, расчетов осадных орудий, вооруженных бандформирований варваров. Срок службы в легионе составлял 20 лет, во вспомогательных войсках (они делились на когорты и алы, скажем, кавалерийская ала) - 25 лет. До отставки солдат не имел права вступать в брак. В легионы брали только граждан Рима, во вспомогательные войска - и всех остальных.

Пару веков назад, во времена Александра Македонского, основная военно-медицинская манипуляция сводилась к "избавлению от мучений". Брали молоток, брали специальный стилет, и наносили удар сзади под основание черепа.

А в римской армии ко временам правления Траяна (98-117 гг) была сформирована самая настоящая медицинская служба, даже в самом современном понимании этого слова. Не воины помогали друг другу (отвлекаясь от своих основных задач), а появились специально обученные и оснащенные люди. Самый младший медицинский персонал именовался капсиариями (от латинского capsa - круглая коробка с перевязочным материалом), они носили форму, имели минимум оружия для самообороны, а их основной задачей было оказание первой помощи непосредственно на поле боя, причем во время этого самого боя. Современный аналог капсиария - санинструктор. И задачи у него за прошедние 2 с лишним тысячи лет нисколько не измениись. Кстати, нелегкий труд капсиариев запечатлен на знаменитой колонне Траяна в Риме (см.рисунок).

А вот эвакуационные мероприятия начинались только после завершения битвы. В ближайшем городе (или в чистом поле рядом с лагерем) разворачивался аналог современного военно-полевого хирургического госпиталя (ВПХГ) под названием валетудинарий (лат. valetudinarium). В древнеримском ВПХГ наличествовали собственно медики, экономы, инструментарии и рабы (в хорошем смысле этого слова) в качестве младшего медицинского персонала. Экономы - аналог современной администрации, инструментарии - прародители военных провизоров, они отвечали за инструменты, лекарства, перевязочный материал и прочее военно-медицинское имущество.

К концу I века во всех подразделениях римской армии были профессиональные военные врачи, medici. Первый документально зафиксированный военврач - Диоскорид, военный хирург армии Нерона.

В каждом легионе был свой начмед, который назвался врачом легиона (medicus legionis). В его подчинении находились врачи когорт (medici cohortis), которых в каждой когорте было по 4 штатных единицы. Военно-полевые хирурги, работавшие в госпиталя-валетудинариях, назывались medici vulnerarii (от лат. vulnerare - ранить). На флоте также были свои военврачи, по одному на каждом корабле.

Кроме того, каждый римский воин должен был носить при себе прообраз индивидуального перевязочного пакета, для оказания само- и взаимопомощи.

Система лечебно-эвакуационных мероприятий (как бы это звучало на современном военно-медицинском языке) римской армии оказалась настолько логичной, что ее в VI веке с удовольствием унаследовали византийцы. С одной только, но очень существенной поправкой. Они ввели в штат военной медицины специальных людей, которые разыскивали на поле боя раненых и, что важно, сразу же, во время боя доставляли их в полевые стационары.

Бойцы таких санитарных команд (отделений сбора и эвакуации раненых, если вернуться в наше время) назывались депутатами (лат. deputatus - посланный). Как можно видеть, этот термин некогда имел весьма благородную окраску. Правда, как и в наше время, он был тесно связан с деньгами. Депутатам платили золотом за каждого спасенного ими воина. Набирали депутатов из физически наиболее крепких солдат, из расчета 8-10 человек на 200-400 воинов (и до сих пор расчет такой же). Депутаты были верховыми, седла на их лошадях были оборудованы дополнительными стременами с левой стороны. Достоверно известно, что они также возили с собой фляги с водой. Оказывали ли они первую помощь - так и осталось загадкой. Хотя, по канонам современной военной медицины, византийцы поступали совершенно правильно - чем быстрее раненый будет доставлен на этап квалифицированной (а лучше - специализированной) медицинской помощи, тем больше у него шансов выжить. Только в XXI веке для этой цели используются "вертушки", а в VI веке их роль выполняли депутатские лошади. Чудны дела твои, история ;)

З.Ы. Аббревиатуру на верхнем рисунке - S.P.Q.R. - изображали на штандартах легионов. Есть два варианта ее расшифровки: Senatus Populus Quіrіtіum Romanus - "Сенат и граждане Рима"; Senatus Populusque Romanus - "Сенат и люди Рима". Различие принципиальное, не все люди Рима были его гражданами. Впрочем, как оно на самом деле, боюсь, уже не узнаем, историки считают, что даже для Древнего Рима эта аббревиатура имела архаичное (более раннее) происхождение.

Предыдущие серии:
Про древнюю и египетскую медицину
Шумерская медицина

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
lt_kizhe
Jan. 31st, 2009 07:29 pm (UTC)
Мда, единственное принципиальное новшество, которое ввели в РККА - это женщины-депутаты без лошадей и на почти общественных началах. :)
uncle_doc
Jan. 31st, 2009 07:38 pm (UTC)
Всё уже украдено придумано до нас! ;)
doc_rw
Jan. 31st, 2009 08:02 pm (UTC)
Важная поправка!
Император Траян правил с 98 по 117 гг Н.Э., а до н.э. в эти годы ещё была Республика.
uncle_doc
Jan. 31st, 2009 08:13 pm (UTC)
Re: Важная поправка!
Пасиб, у меня вообще с этими до н.э. и н.э. проблемы :) Как и с датами вообще :)
khathi
Feb. 1st, 2009 03:38 am (UTC)
Re: Важная поправка!
Строго говоря, если мне не изменяет мой склероз, даже во времена принципата (то есть начиная с Августа) Рим формально оставался республикой.
doc_rw
Feb. 1st, 2009 05:28 am (UTC)
Re: Важная поправка!
Но лучше, этот период называть принципатом.
khathi
Feb. 1st, 2009 06:43 am (UTC)
Re: Важная поправка!
Именно.
morita
Jan. 31st, 2009 08:13 pm (UTC)
отлично!спасибо за пост!
uncle_doc
Jan. 31st, 2009 08:15 pm (UTC)
Всегда пожалста :)
detenish
Jan. 31st, 2009 09:25 pm (UTC)
люблю я историю медицины..)
спасибо за пост
uncle_doc
Jan. 31st, 2009 09:55 pm (UTC)
Сам обожаю :)
Незашт ;)
lady_tiana
Jan. 31st, 2009 11:59 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо большое!

А можно оффтопный вопрос (для одного лит.проекта позарез нужно)? В 1812 году существовали ли какие-то медикаменты или медицинские инструменты, которые могли оказаться жизненно необходимыми для спасения жизни больного? Допустим, семья эвакуируется из предпожарной Москвы, кто-то из ее членов опасно заболевает, а случившийся поблизости врач обнаруживает, что нужного при себе нет, а раздобыть можно только в Москве?

Подобный сюжетный ход - полный бред или нечто подобное и впрямь могло иметь место в реале?
uncle_doc
Feb. 1st, 2009 11:08 am (UTC)
*Задумался* Я бы скорее поверил, что в Мск остался врач, который сможет вылечить эту болезнь. Потому что 1812-ый год - это как бы ни рыба, ни мясо. До начала эпохи асептики-антисептики еще минимум полвека, до открытий Пастера и их практического применения - лет 60-70...

Можно было попробовать зацепиться за микроскопы, они тогда начали появляться, но их ценность была исключительно исследовательской, до практического применения в смысле анализа крови было еще как до Китая раком, пардон.

Есть один вариант, но он будет все-таки с погрешностями. Но, по-моему, вариант красивый. В наполеоновской армии был врач - Рене Лаэннек. Он изобрел стетоскоп и метод посредственной аускультации. До него врачи пытались выслушать легкие, приложив ухо к грудной клетке больного. Лаэннек сначала клеил трубки из толстой бумаги, потом стал вытачивать их из дерева на станке. Собственно статья с описанием метода вышла в 1819-м году, но с натяжкой можно - мол, доктор до войны был во Франциях и слышал (или был вообще знаком с Лаэннеком, например, пересекались в Парижском универе). Зачем нужен стетоскоп? Так чахотка-ж (который туберкулез). Свирепствовала-с. А если больной полноватый, да еще юная невинная особа женского пола, к ней не особо ухом поприкладываешься ;) Вопрос - есть чахотка или нет - тогда был реально важным. Так что в Мск за стетоскопом они вполне могли ломануться... Как вариант. Если интересуют подробности по стетоскопу и Лаэннеку - в личку или почту.
lady_tiana
Feb. 1st, 2009 12:16 pm (UTC)
О, огромнейшее спасибо! Сейчас передам всю эту информацию брату-соавтору. Тем более, что задуманный роман и впрямь должен вращаться вокруг юных трепетных особ. :))

Так что если он решит остановиться на возможности встречи с Лаэннеком, я вам непременно напишу.
villinaoz
Feb. 1st, 2009 12:26 am (UTC)
Спасибо, интересно. Док, а есть информация, какие средства использовали в те времена для проведения военно-медицинских манипуляций (перевязочные материалы, антисептики, хирургические инструменты)? Проводили ли дезинфекцию? Если да, то чем?

uncle_doc
Feb. 1st, 2009 10:51 am (UTC)
Есть, я про Рим еще буду не один раз писать. Но если коротко, то в качестве лекарственных средств использовались растения (было известно более 600 различных препаратов), антисептики, естессно, никакой не было, в лучшем случае - промывание ран водой. А вот инструментарий был очень развит - и иглы, и катетеры, и крючки, и прочее. Римская хирургия была очень сильной.
saplady
Feb. 1st, 2009 09:56 am (UTC)
Да, а сейчас от слова "депутаты" хочется плеваться.
uncle_doc
Feb. 1st, 2009 10:52 am (UTC)
А раньше они жизни спасали :) Впрочем, с терминами и понятиями так сплошь и рядом. Достаточно вспомнить, например, что в Древнем Риме подразумевалось под симпозиумом ;)
yello4ka
Feb. 5th, 2009 08:33 am (UTC)
Добрый день. Не могу не поделиться презабавнейшим очерком о культуре средневековой Европы, к которой относится так же и медицина - http://www.absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell.htm

Вот выдержки:

* «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

* Если кто-то от такой диеты (см текст) серьезно заболевал, то «на помощь» приходила средневековая медицина:
«Кровопускание и очистка желудка оставались основными, если не единственными лечебными средствами… Еще в XIV и XV веках лучшие специалисты рекомендовали такой способ борьбы с болезнью, как подвешивание за ноги, чтобы яд вышел из ушей, носа, рта и глаз. Хирургия находилась под запретом, кроме практической хирургии, которая была отдана не врачам, а цирюльникам». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 63.)

* Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер, чей двухтомный труд «История повальных болезней» был переведен на русский и издан в С.-Петербурге в 1868 году впервые обратил внимание на сифилис и другие болезни, как основу коренного изменения в поведении людей — например на то, что сифилис ХVII—XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса (а в основном, как мы теперь знаем, его лечения его ртутью) исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней.
и т.д.
uncle_doc
Feb. 8th, 2009 02:03 pm (UTC)
Да, спасибо :) Я это читал, там много спорных моментов, но есть и действительно интересные вещи.
sunset_cloud
Apr. 15th, 2009 10:41 pm (UTC)
Потрясающе интересно. Только нужно бы исправить "веков" на "тысячелетий" в этом предложении: "Пару веков назад, во времена Александра Македонского..."
uncle_doc
Apr. 16th, 2009 09:56 am (UTC)
В данном случае ошибок нет ;) Потому что в тексте идет речь о римской армии I-го века нашей эры. Так что Македонский, действительно, был лишь пару веков назад ;)
aldanov
Sep. 6th, 2010 11:15 pm (UTC)
А Македонский был в 4 веке до н.э. Так что пары веков не получается.

И насчет того, что военной медицины в армии Македонского не было - сомнительно.
Это после Гиппократа?

Retsas S. J Med Biogr. 2009 Aug;17(3):165-9. Alexander's (356-323 BC) expeditionary Medical Corps 334-323 BC.

Abstract
Alexander had a profound interest in medicine and healing. Original Greek texts survive mainly from the works of Plutarch and Arrian. This paper examines original sources naming the physicians who participated in Alexander's expedition in Asia, the battle injuries he sustained and his final illness in Babylon.

Ruffin JR. Mil Med. 1992 Sep;157(9):467-75. The efficacy of medicine during the campaigns of Alexander the Great.

Abstract
This paper examines the various factors that may have determined the efficacy of physicians during the campaigns of Alexander the Great. Such general variables as the adequacy of preparation, the nature of the medical profession, and the extent of preventative measures are all discussed at the outset of the paper, followed by a more detailed examination of the specific wounds, illnesses, and treatments of Alexander as described in the accounts of the Alexander historians Plutarch, Curtius, and Arrian. Where no remedy is given by these writers (as is usually the case), this paper speculates on the efficacy of possible treatments as advocated in the contemporary Hippocratic corpus. Casualty statistics of the campaigns are compared to a similar review of Homer's Iliad. From these examinations, this paper concludes that wound treatment efficacy was significantly greater than that of illness treatment, and that Alexander lost many more men to disease than to the wounds of war.

Потери от болезней были в походе Александра выше, чем от ран. Инфекционные болезни так хорошо лечить не умели. А раны лечить умели.
silentpom
Jul. 30th, 2015 06:05 pm (UTC)
недавно нашли корабль с снабжения армии Александра. доспехи, еда, аптечки. Да и если бы у греков не было бы никакой полевой медицины - Александр бы не дожил до 33 лет со своими надцатью раненинями
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

critic
uncle_doc
Военврач

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow