?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Алкоголь, стой! Раз-два.

Продолжаю разбирать архивы статей на алкогольную тематику. На этот раз обзор на тему "Как в мире пытаются бороться с алкоголем".

АЛКОГОЛЬ, СТОЙ! РАЗ-ДВА

То, что злоупотребление алкоголем не есть хорошо, в мире никто не оспаривает. Даже периодически появляющиеся публикации об очередном положительном влиянии спиртных напитков на ту или иную функцию организма обычно сопровождаются большим количеством оговорок. И медики, и политики сошлись во мнении, что алкоголь – детям не игрушка, а рекомендуемая доза спиртного для беременных – ноль граммов (не путайте с допустимой).

Единственное, в чем пока нет единства – это в выборе методов достижения всеобщего безалкогольного благоденствия. Несмотря на то, что алкогольная промышленность местами идет на уступки и изображает озабоченность здоровьем потребителей своей продукции, основная ее цель – увеличение продаж, расширение рынков сбыта и т.д.

Это означает, что алкоголь из магазинов никуда не денется, его будут рекламировать, продвигать и всячески внедрять в нашу жизнь. Что же в мире предлагается противопоставить массированному наступлению спиртных напитков? Давайте будем посмотреть…


Повышение цен

В первую очередь, о низких ценах на спиртное говорят в связи с ростом детского и подросткового алкоголизма. Возможность купить на сэкономленные или карманные деньги банку коктейля или бутылку пива – прямой путь к алкогольной зависимости, утверждают ученые, в основном британские.

Подавляющее большинство исследований свидетельствует о том, что спиртные напитки подчиняются общим законам рынка. Когда цены на эту группу товаров высоки, люди покупают мало, когда цены низки – покупают больше.

Впрочем, как утверждают всё те же исследования, свято место пусто не бывает, и снижение покупательной активности вовсе не означает, что население пьет меньше. Пьют как минимум столько же. За счет чего покрывается дефицит? Либо за счет домашнего виноделия или самогоноварения, либо за счет алкотуризма в страны с более либеральной ценовой политикой. Обычно начинает процветать контрабанда и нелегальное производство алкоголя из некачественного, а потому дешевого сырья.

Поэтому высокие цены (и ставки налогов) оправдывают себя в развитых странах, с сильной правоохранительной системой, способной не допустить вала контрафакта, который для населения гораздо опаснее легального спиртного.

Подробнее про спиртное и цены тут: http://uncle-doc.livejournal.com/97040.html

Ограничение доступа

Казалось бы, самый эффективный способ. Это может быть как тотальный запрет на алкоголь (как в США в 20-х годах или в СССР в 80-х), так и частичное ограничение (запрет продаж по времени суток или по месту).

«Сухие законы» работают там, где отсутствуют традиции употребления спиртных напитков, например, в мусульманских странах. Там попросту не существует спроса на данный товар. В традиционно алкогольных странах полные запреты не срабатывали, наоборот, обострялась криминогенная обстановка, развивалась целая подпольная отрасль с гигантскими доходами (достаточно вспомнить американских бутлегеров).

Более эффективными оказались разнообразные частичные ограничения. В первую очередь, так называемое «алкогольное совершеннолетие», то есть тот возраст, с которого жителю страны разрешено приобретать и употреблять спиртные напитки. Вокруг этого возраста велись и ведутся достаточно жесткие споры. Большинство медиков придерживается позиции «чем позже, чем лучше», но наиболее компромиссным вариантом считается рубеж в 21 год.

Законодательно введенное «алкогольное совершеннолетие» должно быть обязательно подкреплено четко работающей системой наказания продавцов за нарушение возрастного ценза. Впрочем, как показывает практика, даже в развитых странах, таких как Великобритания, купить спиртное для несовершеннолетнего подростка – задача вполне выполнимая. Что уж говорить о России.

Как ни странно, но эта группа мероприятий – самая сложная в плане оценки эффективности. Отчасти потому что эти меры вводились в странах, не заинтересованных в их эффекте, отчасти в связи с трудностями в оценке эффектов. В некоторых случаях оценка мероприятий по контролю над алкоголем была проведена, но речь идет о настолько старых данных, что ими уже нельзя оперировать в рамках современных дискуссий по алкогольной политике в Европе. Это, например, относится к исследованиям последствий сухого закона в период между двумя мировыми войнами или к практике индивидуального рационирования спиртных напитков по типу карточной системы Братта в Швеции, которая была отменена в 1955 году.

Контроль над питейными учреждениями

Одна из самых больших лазеек для нарушения всех возможных алкогольных законов в стране – это продажа спиртного в розлив в учреждениях общепита (бары, пабы, рестораны, кафе и т.п.). Самые распространенные нарушения – реализация контрафакта и нарушение возрастного ценза.

Подход этот достаточно новый и оценивать его эффективность пока что сложно. Существует также ряд вполне определенных сложностей, как, например, в Великобритании с ее традиционными пабами. Предполагалось, что увеличение времени их работы должно снизить количество нетрезвых водителей, пытающихся вернуться домой после застолья. Однако, получилось ровно наоборот – «пьяных» аварий стало только больше.

Тем не менее, исследователи считают это направление очень эффективным, при этом не требующим существенных финансовых вложений. Соответствующее обучение персонала баров и ресторанов может помочь предотвращению «перебора» спиртного посетителями. То же касается и реализации алкоголя несовершеннолетним. Жесткая политика лицензирования и надлежащий контроль могут превратить такие учреждения в места для наиболее безопасной встречи со спиртным.

Антиалкогольная пропаганда

По сути – это противостояние алкогольной рекламе, предоставление людям полной и достоверной информации о влиянии алкоголя на организм как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане.

Проблема в том, что в алкогольную рекламу вкладываются поистине колоссальные средства. Ее делают очень креативные люди, точно знающие потребности целевой аудитории. Эта реклама старается привлечь новые поколения в ряды потребителей алкоголя, пропагандирует благосклонное отношение к спиртным напиткам и образ жизни, характеризующийся потреблением больших количеств алкоголя.

У антиалкогольного просвещения финансовая подпитка куда скромнее, да и охват аудитории значительно меньше. К тому же, необходимо готовить специалистов, разрабатывать и внедрять просветительские программы. Сплошные расходы и никакого эффекта. Как минимум, об этом свидетельствуют результаты исследований.

Так что в битве рекламы и антирекламы пока что выигрывают производители алкоголя. Причем с таким значительным отрывом, что могут позволить себе такие широкие жесты, как самоограничение в правилах проведения рекламных кампаний. Безо всякого для себя ущерба. А властям и медикам только и остается, что даже такое незначительное достижение как размещение предупреждающего текста на банках и бутылках преподносить как свою крупную победу.

Впрочем, это не означает, что необходимо отказываться от антиалкогольной пропаганды и разъяснительной работы среди населения. Вода, как известно, камень точит. Но уповать на антиалкогольное просвещение как на панацею не стоит.

Прессинг пьющих водителей

Исследования, проведенные в странах Евросоюза, показывают, что принцип «Сел за руль – забудь про выпивку» может оказаться весьма эффективным. Особенно, если распространить его действие на любые виды транспорта – вплоть до лодок и велосипедов, а также на пешеходов в общественных местах.

Управление любым транспортным средством (а также своим организмом) в состоянии алкогольного опьянения представляет опасность для окружающих. В этом сомнений нет. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира приняты максимально допустимые концентрации алкоголя в крови (КАК). Колебания этого показателя – от нуля до 0,08%, чаще всего речь идет о цифре в 0,05%.

Одна из основных проблем, с которой сейчас сталкиваются страны мира – это ДТП, совершенные молодыми нетрезвыми водителями. Рост их числа подталкивает власти к достаточно логичному решению – в крови молодых водителей вообще не должно быть алкоголя («нулевая толерантность»). Подобная практика распространена в США и, следует отметить, зарекомендовала себя как чрезвычайно эффективная. В течение последних лет наблюдается тенденция к снижению количества ночных ДТП, ДТП со смертельным исходом и вообще вождению в нетрезвом виде среди молодежи.

Еще один ценный опыт США, который переняли и многие европейские страны – требования к трезвости профессиональных водителей гораздо строже, чем требования для автолюбителей.

Важное условие – наказание должно быть ощутимым и неотвратимым. Таким, чтобы мысли о возможности его применения отбивали охоту выпивать за рулем.

***

Само собой разумеется, что применение только одного из перечисленных методов не поможет в достижении цели. В идеале все они должны применяться комплексно, в зависимости от местных особенностей и условий. Основная ударная сила – ценовая политика и жесткий контроль доступа к алкогольной продукции, остальное – второй эшелон наступления, который помогает развить успех и закрепиться на завоеванных позициях. Причем не только в отдельно взятых странах, но и в общемировом масштабе. Других вариантов нет.

При подготовке обзора использованы материалы Европейского регионального бюро ВОЗ

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
chva
Dec. 16th, 2008 04:24 pm (UTC)
Почему не указан запрет рекламы алкоголя?
uncle_doc
Dec. 16th, 2008 04:34 pm (UTC)
Он не рассматривался в тех ВОЗовских документах, по которым я делал обзор. Может быть потому, что полного запрета на рекламу алкоголя нет ни в ЕС, ни в США, ни в России. Есть только некоторые ограничения.
chva
Dec. 16th, 2008 04:41 pm (UTC)
Обещают полную на ТВ.
uncle_doc
Dec. 16th, 2008 04:51 pm (UTC)
Да у нас как в том анекдоте: "Вот вы, товарищ прапорщик, всё обещаете, да обещаете..." ;) То хотят вообще всё запретить, то предлагают снять ограничения на рекламу пива на время кризиса. К тому же, в любом случае, даже тотальный запрет рекламы на ТВ - это не запрет рекламы спиртного вообще. Думаю, что просто не с чем сравнивать - вот и не попало в обзор.
mur_mulja
Dec. 16th, 2008 08:53 pm (UTC)
У нас в стране искоренить алкоголь не удастся никогда.. значительно помогло бы искоренение рекламы! но мы к сожалению живем теперь в рыночных условиях.. и если рекламу уберут с тв, то те же деньги будут брожены на другие фронты рекламы - так сейчас очень много водочных красочных плакатов, в журналах - целые листы под алкоголем и сигаретами.. А недавно на конгрессе по кардионеврологии слышала в одном докладе, что в годы антиалкогольной компании у нас в стране было заметное снижение смертности..
leolion_1
Dec. 17th, 2008 12:54 pm (UTC)
А все-таки сухое красное по 150 мл....(очень быстро убегает)
uncle_doc
Dec. 17th, 2008 01:30 pm (UTC)
Куда! Стоять! Я уже налил 150 сухого красного ;) Médoc, между прочим ;) Château Monton d'Armailhac. Ну не выливать же ;)
m_polyakova_rug
Dec. 25th, 2008 03:38 am (UTC)
Hi; Так зачитался, что пропустил любимую передачу)
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

critic
uncle_doc
Военврач

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow